Урбоводство

Записки о дизайне, мышлении и устройстве городов.

§10 Парковки – дорожная карта

25 апреля 2019

Авто­ра часто спра­ши­ва­ют, а что же не так с плат­ны­ми пар­ков­ка­ми в Москве?

Абсо­лют­но все круп­ные и сред­ние горо­да раз­ви­то­го мира рано или позд­но столк­ну­лись с необ­хо­ди­мо­стью созда­ния и вве­де­ния поли­ти­ки исполь­зо­ва­ния лич­но­го транс­пор­та. Орга­ни­за­ция пар­ко­воч­но­го про­стран­ства горо­да – неотъ­ем­ле­мая часть этой поли­ти­ки. На пост­со­вет­ском про­стран­стве, в силу отсут­ствия лич­но­го транс­пор­та в СССР, эти­ми вопро­са­ми оза­да­чи­лись толь­ко недав­но.

Запоз­да­лые (отно­си­тель­но миро­во­го опы­та) попыт­ки наве­сти транс­порт­ный поря­док в наших горо­дах  рож­да­ют ряд про­блем и пре­иму­ществ одно­вре­мен­но. К послед­ним мож­но отне­сти накоп­лен­ный бога­тый миро­вой опыт в целом: за дол­гое вре­мя мно­гие горо­да уже попро­бо­ва­ли раз­ные моде­ли, выяви­ли сре­ди них оши­боч­ные под­хо­ды и выра­бо­та­ли наи­бо­лее пер­спек­тив­ные стра­те­гии. К недо­стат­кам мож­но отне­сти низ­кую гра­мот­ность спе­ци­а­ли­стов и отсут­ствие опы­та.

В отли­чие от мно­го­этаж­ный пар­кин­гов и плос­кост­ных пар­ко­вок, плат­ная сто­ян­ка на ули­цах горо­да не явля­ет­ся услу­гой. Вве­де­ние пла­ты – это все­го лишь один из меха­низ­мов сдер­жи­ва­ния и пере­рас­пре­де­ле­ния авто­мо­би­лей в горо­де. Таких меха­низ­мов суще­ству­ет вели­кое мно­же­ство. При этом, необ­хо­ди­мо учи­ты­вать состо­я­ние эко­но­ми­ки горо­да, уро­вень жиз­ни горо­жан и дру­гие послед­ствия от допол­ни­тель­ных рас­хо­дов для поль­зо­ва­те­лей транс­пор­та горо­да.

Конеч­ной целью город­ской плат­ной пар­ков­ки (как и обще­ствен­но­го транс­пор­та) не может быть ком­мер­че­ская выго­да. Все дей­ствия долж­ны созда­вать спра­вед­ли­вую сре­ду, где неза­ви­ся­щие от чело­ве­ка гло­баль­ные эко­но­ми­че­ские фак­то­ры не долж­ны вли­ять на доступ­ность для него транс­порт­ной инфра­струк­ту­ры.

К сожа­ле­нию, пар­ко­воч­ная поли­ти­ка Моск­вы ведет­ся без уче­та миро­во­го опы­та и совер­ша­ет огром­ное коли­че­ство оче­вид­ных оши­бок, кото­рые мож­но избе­жать пере­няв опыт дру­гих стран и горо­дов.

Попы­та­ем­ся соста­вить дорож­ную кар­ту созда­ния дина­мич­ной и спра­вед­ли­вой систе­мы город­ско­го пар­кин­га, кото­рая при­не­сет мак­си­маль­ную выго­ду и поль­зу всем частям слож­ной струк­ту­ры под назва­ни­ем «Город».

  1. Уве­ли­чить чис­ло пар­ко­воч­ных мест в 2 раза.
    Необ­хо­ди­мо про­ве­сти реин­вен­та­ри­за­цию все­го дорож­но­го хозяй­ства и обес­пе­чить мак­си­маль­но воз­мож­ное коли­че­ство пар­ко­воч­ных мест. На мно­гих ули­цах пар­ков­ка запре­ще­на толь­ко по при­чине уста­рев­ших нор­ма­ти­вов. Нор­ма­ти­вы необ­хо­ди­мо изме­нить. По при­бли­зи­тель­ным под­сче­там чис­ло пар­ко­воч­ных мест долж­но уве­ли­чить­ся как мини­мум в 2 раза.
  2. Сде­лать всю пар­ков­ку вре­мен­но бес­плат­ной
    Для опре­де­ле­ния реаль­но­го спро­са на пар­ко­воч­ные места необ­хо­ди­мо вре­мен­но отме­нить пла­ту на всем пар­ко­воч­ном про­стран­стве. При этом систе­мы сле­же­ния за соблю­де­ни­ем пра­вил пар­ков­ки долж­ны про­дол­жить рабо­тать в уси­лен­ном режи­ме. Необ­хо­ди­мо дождать­ся пол­ной ста­би­ли­за­ции ситу­а­ции, когда загру­жен­ность пар­ко­воч­но­го про­стран­ства в тече­нии меся­ца будет при­мер­но оди­на­ко­вой по дням неде­ли. После ста­би­ли­за­ции в тече­нии несколь­ких меся­цев потре­бу­ет­ся собрать дан­ные о спро­се на пар­ко­воч­ные места.
  3. Внут­ри Буль­вар­но­го коль­ца вве­сти огра­ни­че­ние – 2 часа. (исто­ри­че­ская часть любо­го горо­да)
    Огра­ни­че­ние по вре­ме­ни вво­дит­ся для предот­вра­ще­ния поез­док в центр на рабо­ту на весь день. Штраф выпи­сы­ва­ет­ся в слу­чае если через 2 часа маши­на ока­за­лась в том-же месте. Систе­ма кон­тро­ля про­дол­жа­ет рабо­ту в уси­лен­ном режи­ме. После оче­ред­ной ста­би­ли­за­ции ситу­а­ции, необ­хо­ди­мо собрать новые дан­ные о спро­се на пар­ко­воч­ные места. Боль­шин­ство пар­ко­воч­ных мест будет исполь­зо­ва­но для корот­ких дело­вых и ком­мер­че­ских поез­док. Вве­де­ние огра­ни­че­ния по вре­ме­ни про­сти­му­ли­ру­ет рынок част­ных пар­кин­гов без таких огра­ни­че­ний. Необ­хо­ди­мо так­же соби­рать ста­ти­сти­ку по фис­каль­ным опе­ра­ци­ям в ком­мер­че­ском сек­то­ре до и после вве­де­ния огра­ни­че­ния.
  4. На местах повы­шен­но­го спро­са вве­сти пла­ту 50р/ч с 9:00 до 18:00 в рабо­чие дни
    Вме­сте с огра­ни­че­ни­ем по вре­ме­ни, для под­дер­жа­ния балан­са в местах повы­шен­но­го спро­са необ­хо­ди­мо вве­сти сим­во­ли­че­скую пла­ту за сто­ян­ку авто­мо­би­ля. Такая мера поз­во­лит создать допол­ни­тель­ные места на загру­жен­ных участ­ках: неко­то­рые пред­по­чтут поста­вить авто­мо­биль на сосед­нюю бес­плат­ную ули­цу.
  5. Повто­рить пунк­ты 3–5 вне цен­траль­ной части горо­да.
    Эти меры, веро­ят­но, будут необ­хо­ди­мы вбли­зи круп­ных биз­нес-цен­тров, тор­го­вых и транс­порт­ных узлов. Такая поли­ти­ка поз­во­лят огра­ни­чить маят­ни­ко­вую мигра­цию к круп­ным  местам при­ло­же­ния тру­да, и наобо­рот улуч­шить ситу­а­цию для корот­ких дело­вых и ком­мер­че­ских поез­док, кото­рые поло­жи­тель­но вли­я­ют на эко­но­ми­ку тер­ри­то­рии.
  6. На местах повы­шен­но­го спро­са в цен­тре повы­сить пла­ту до 100р/ч
    На огра­ни­чен­ных участ­ках, толь­ко если ста­ти­сти­ка пока­зы­ва­ет ста­биль­ную пико­вую загруз­ку пар­ко­воч­но­го про­стран­ства в рабо­чее вре­мя в тече­нии несколь­ких меся­цев, необ­хо­ди­мо под­нять сто­и­мость пар­ков­ки для сти­му­ли­ро­ва­ния более эффек­тив­но­го рас­пре­де­ле­ния авто­мо­би­лей в горо­де.
  7. Диф­ферн­ци­ро­вать огра­ни­че­ние по про­дол­жи­тель­но­сти пар­ко­воч­ной сес­сии
    Несмот­ря на вве­де­ние пунк­тов 1–7 в горо­де все еще воз­мож­ны ситу­а­ции гипер­спро­са на пар­ко­воч­ные места. Вме­сто под­ня­тия цены, необ­хо­ди­мо вве­сти гиб­кие вре­мен­ные огра­ни­че­ния: в зави­си­мо­сти от вре­ме­ни суток мож­но уста­нав­ли­вать мак­си­маль­ную пар­ко­воч­ную сес­сию от 30 минут до 2 часов. Эти меры раз­гру­зят пар­ко­воч­ное про­стран­ство для корот­ких поез­док и созда­дут еще один сти­мул для стро­и­тель­ства мно­го­этаж­ных пар­кин­гов в горо­де без таких огра­ни­че­ний.

С само­го нача­ла воз­ник­нет резон­ный вопрос: а где взять допол­ни­тель­ное место для пар­ко­вок в горо­де? За отве­том мож­но отпра­вит­ся в сто­ли­цу Пор­ту­га­лии. Путем более эффек­тив­но­го исполь­зо­ва­ния доступ­но­го про­стран­ства мож­но созда­вать ком­форт­ную город­скую сре­ду с доста­точ­ным коли­че­ством пар­ко­вок.

Парковки в Лиссабоне

Комфортная городская среда в Лиссабоне