Урбоводство

Записки о дизайне, мышлении и устройстве городов.

§9 Грязные подносы

04 апреля 2019

Уби­рая за собой оче­ред­ной под­нос в кафе, автор заду­мал­ся о свя­зях при­лич­но­го пове­де­ния и эко­но­ми­ки.

В раз­ви­тых стра­нах люди дав­но заве­ли при­выч­ку уби­рать за собой в заве­де­ни­ях обще­ствен­но­го пита­ния. На заправ­ках, в сто­ло­вых и ресто­ра­нах быст­ро­го пита­ния не встре­тишь бро­шен­ных под­но­сов на сво­бод­ных сто­лах. Эта при­выч­ка посте­пен­но при­ни­ка­ет в жизнь город­ско­го насе­ле­ния Рос­сии. Уби­рать за собой под­нос – каче­ствен­но отли­чать­ся от все­го осталь­но­го «серо­го насе­ле­ния», что-то вро­де неглас­но­го пра­ви­ла хоро­ше­го пове­де­ния.

Давай­те поду­ма­ем, а хоро­шо ли это?

стойка для грязных подносов

По ста­ти­сти­ке, в круп­ных горо­дах Евро­пы поряд­ка 10 тысяч ресто­ра­нов. Пред­по­ло­жим, поло­ви­на из них, так или ина­че, рабо­та­ют по моде­ли само­об­слу­жи­ва­ния. Если все посе­ти­те­ли этих ресто­ра­нов вне­зап­но пере­ста­нут уби­рать за собой, этим пред­при­я­ти­ям при­дет­ся сроч­но взять на рабо­ту хотя бы одно­го допол­ни­тель­но­го офи­ци­ан­та зала. Пере­счи­тав гряз­ные под­но­сы в в людей, полу­ча­ем: если все пере­ста­нут уби­рать за собой в круп­ном евро­пей­ском горо­де, то это создаст при­мер­но 5000 рабо­чих мест. Допол­ни­тель­ные рабо­чие места = допол­ни­тель­ные нало­ги = раз­ви­тие эко­но­ми­ки субъ­ек­та.

Мож­но воз­ра­зить, что уби­рать под­но­сы – низ­ко­опла­чи­ва­е­мая непре­стиж­ная рабо­та. Воз­мож­но это так, но рынок тру­да, он на то и рынок. Если зав­тра всем кафе вне­зап­но пона­до­бят­ся убор­щи­ки, при­дет­ся кон­ку­ри­ро­вать. По зако­нам рын­ка, за рабо­ту пла­тят мало тогда, когда на нее пре­тен­ду­ют боль­ше одно­го испол­ни­те­ля (при­вет, архи­тек­то­ры!).

В реше­нии урав­не­ния о под­но­сах необ­хо­ди­мо учесть еще один пара­метр: издерж­ки для биз­не­са. Столк­нув­шись с необ­хо­ди­мо­стью нанять еще одно­го сотруд­ни­ка, вла­дель­цы биз­не­са логич­но решать отра­зить это изме­не­ние в ценах на свой ассор­ти­мент. Тут нач­нет­ся инте­рес­ная игра в кон­ку­рен­цию. А в кон­ку­рен­ции, как извест­но, все­гда побеж­да­ет потре­би­тель.

Вывод мож­но сде­лать такой: забо­тя­щий­ся о рабо­чих местах окру­жа­ю­щих и эко­но­ми­ке не уби­ра­ет за собой под­но­сы.