Урбоводство

Записки о дизайне, мышлении и устройстве городов.

§8 Догма

26 августа 2018

В эпо­ху поис­ка иден­тич­но­сти люди часто обра­ща­ют­ся к идео­ло­ги­ям. В сво­де неких пра­вил идет поиск дорож­ной кар­ты, спис­ка пра­вил, кото­рым надо без­дум­но сле­до­вать, что­бы быст­ро все изме­нить. Людям в прин­ци­пе свой­ствен­на дог­ма­тич­ность мыш­ле­ния.

Это каса­ет­ся всех сфер дея­тель­но­сти, не толь­ко поли­ти­ки или эко­но­ми­ки. Исто­рия гра­до­стро­и­тель­ства это исто­рия замен ста­рых догм на новые, улуч­шен­ные и совре­мен­ные. При­хо­дит новая дог­ма «урба­ни­сти­ки» и все, город вне­зап­но суще­ству­ет толь­ко для пеше­хо­дов, хотя вче­ра цари­ла про­ти­во­по­лож­ная идея.

Любая дог­ма – это попыт­ка все упро­стить и пере­ло­жить ответ­ствен­ность за при­ня­тие реше­ний на свод пра­вил вме­сто кон­крет­но­го инди­ви­да в кон­крет­ной ситу­а­ции. Но жизнь обыч­но устро­е­на слож­нее. Успех тре­бу­ет адап­тив­но­сти и  вари­а­тив­но­сти, вдум­чи­во­сти и ана­ли­за. Ино­гда успех вовсе при­но­сит слу­чай и хаос. При­вер­жен­ность к идео­ло­гии все­гда ско­вы­ва­ет, застав­ля­ет выби­рать «идео­ло­ги­че­ски пра­виль­ные» реше­ния, вме­сто эффек­тив­ных и необ­хо­ди­мых.

Вопре­ки пеше­ход­ной дог­ме, не сле­ду­ет рисо­вать «зеб­ры» через мно­го­по­лос­ное шос­се. Вопре­ки вело­си­пед­ной дог­ме, горо­дить вело­до­рож­ки на узких улоч­ках исто­ри­че­ско­го цен­тра не сто­ит. Вопре­ки эко­ло­гич­ной дог­ме, глу­по эко­но­мить элек­три­че­ство на элек­тро­стан­ции. Не сто­ит так­же и стро­ить эсто­ка­ды в исто­ри­че­ской сре­де, хотя тон­не­ли эффек­тив­но (и доро­го) могут решить транс­порт­ные про­бле­мы.

Каж­дое вме­ша­тель­ство в суще­ству­ю­щий уклад жиз­ни долж­но сопро­вож­дать­ся скеп­ти­че­ским ана­ли­зом, в резуль­та­те кото­ро­го внут­рен­не­му скеп­ти­ку необ­хо­ди­мо дока­зать умест­ность реше­ния. 

Ника­кая дог­ма не нико­гда не упа­ку­ет спо­со­бы исполь­зо­ва­ния слож­ных инстру­мен­тов в хао­се жиз­ни.